Высокопетровский монастырь (б.)
адрес: Петровка, 28
постр.: 1514
http://www.rel.org.ru/monaster/
тел: 209-13-10, 923-75-10, 209-68-15 (факс)

Информация:
Высоко- Петровский монастырь был основан при Дмитрии Донском. Впервые упоминается в 1377 г.

Однако источники связывают его основание с именем митрополита Петра, то есть с временем Ивана Калиты. В Степенной книге сказано, что на этом месте было одно из сел боярина Кучки, Высоцкое или Высокое. В той же Степенной книге прибытие в Москву Петра обозначено 1308 г. В это время столицей княжества был еще Владимир, и за ярлык на Великое княжение шла постоянная борьба между князьями. Митрополит Петр подолгу жил в Москве, " у доброго и богомольного Ивана Даниловича" ( у Ивана Калиты). Ярлык на Великое княжение был получен в 1325г. князем Юрием Даниловичем, братом Ивана Калиты.

В бытность Петра митрополитом Москва стала резиденцией митрополитов. Значение переноса митрополичьей кафедры в Москву огромно: старая традиция связывала для русских представление о "царствующем граде" с тем местом, где жил митрополит. Москва стала центром православия, Москва имела постоянные сношения с Константинополем. Москва получила неоспоримые преимущества перед другими городами, московская епархия поднялась выше остальных.

Город не имел соборного каменного храма, чем сердечно озаботился митрополит Петр. Первый каменный храм в Москве во имя Успения Божьей Матери был заложен в 1326 г. в Кремле собственными руками Петра; там же святитель приготовил себе гробницу.

Князь Юрий был убит в Орде князем Тверским. В феврале 1326 г. его тело было перевезено в Москву, и он был погребен в том же соборе. Вскоре и сам митрополит был похоронен в приготовленной гробнице.

В 1327 г. Великое княжение окончательно утвердилось за Москвой. Преемником Петра был поставлен из Царьграда Феогност, грек родом; он остался в Москве у чудотворного гроба Петрова.

Митрополит Петр оставил в Успенском соборе икону Богоматери, написанную им самим. Икона, именуемая Петровскою, как великая святыня Москвы, всегда выносилась на крестных ходах вокруг города. Много раз москвичи связывали с именем святителя Петра различные благоприятные для Москвы события. Так, в 1408 г. Едигей, угрожавший Москве , простояв целый месяц под городом, оставил его 20 декабря, накануне дня памяти "преставления св. чудотворца Петра" (то есть дня, когда была 82-я годовщина его смерти). В Кремле, у подножия холма, в юго - восточном углу, была поставлена одноглавая церковь во имя Петра Митрополита.

Монастырь занимал небольшую территорию; ее окружали деревянные стены со срубами келий вдоль стен. Деревянный собор, посвященный небесным покровителям митрополита апп. Петру и Павлу, стоял в центре. Въездные ворота были с востока, со стороны Неглинной. Вначале монастырь назывался Петропавловским, а после канонизации митрополита Петра стал Петровским.

В 1505 г. монастырь был перестроен и назван Высокопетровским (по бывшему здесь селу монастырь звался "Петровский, что на Высоком").

В 1514-17 гг. архитектор Алевиз Новый построил каменный собор Петра Митрополита взамен деревянного.

Собор - единственный храм в Москве, посвященный Петру Митрополиту. Церковь в Кремле была потом перенесена в кремлевскую стену, в башню (ныне Петровскую); когда именно, неизвестно. В 1667г. она уже была в башне. Упразднена эта церковь в 1770 г. при разборке южной стены для Баженовского дворца.

После 1612 г. была возведена первая каменная ограда вокруг монастыря.

В 1634 г. к северу от собора была поставлена церковь Покрова.

В 1640-70 гг. с южной стороны между стеной монастыря и современным Крапивенским пер. была усадьба Нарышкиных. Род Нарышкиных возвысился после брака в 1670 г. царя Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной (1651-94) и после рождения царевича Петра в 1672 г. Монастырь стал пользоваться особым покровительством царя и его родственников Нарышкиных.

В 1680 г. усадьба Нарышкиных была отдана монастырю. Наугольная палата, прежде входившая в главный дом усадьбы, вошла в состав Братских келий.

В 1682 г. в храме Покрова были похоронены Иван и Афанасий Нарышкины, братья царицы, убитые во время стрелецкого бунта.

В 1684-85 гг. на месте храма Покрова была построена церковь Боголюбской Божьей матери (некоторые источники утверждают, что Петр I привез в Москву чудотворную икону, и храм был построен для нее). Престол церкви Покрова перенесли в церковь над Святыми воротами.

В монастыре провел последние годы жизни отец царицы Кирилл Полуэктович Нарышкин, принявший постриг. К.П. Нарышкин был похоронен у юго- западного угла Боголюбской церкви. Над его могилой была поставлена часовня: небольшое каменное здание, перекрытое коробовым сводом и увенчанное главкой. Стены обработаны гладкими лопатками на углах, венчал их кирпичный карниз. Над главкой был белокаменный крест.

В холодном храме Боголюбской Богоматери до 1771 г. (во время чумы 1771 г. было запрещено хоронить при московских храмах) погребались все члены фамилии Нарышкиных.

К Святым воротам примыкает по Петровке настоятельский корпус. Построен он в 1688 г. на месте богаделен.

Г- образный в плане корпус состоит из ряда сводчатых помещений, объединенных сенями наверху. Внизу был подъезд- лоджия. Потом его заложили. В сени со двора вело крыльцо. Внизу были хозяйственные помещения, а парадные апартаменты располагались на втором этаже, вдоль фасада по Петровке. Окна уличного фасада лишены оформления, только два крайних имеют наличники с ушками. Убранство фасадов со стороны монастыря скромное: лопатки. фронточники над окнами первого этажа да карниз.

В 1690 г., ровно через год после отстранения от власти царевны Софьи, собор Петра был обновлен и торжественно освящен. В том же году Петр I в память убиенных стрельцами своих дядей, братьев царицы Натальи Кирилловны, приказал построить колокольню и кельи для монахов; была заложена церковь св. Сергия.

Под кельи (Братский корпус) был перестроен дом Нарышкиных. Нижний каменный этаж старого дома стал основой келий. С севера к нему пристроили каменный объем; второй этаж надстроили каменный. На месте торцевого участка старой галереи проложили сводчатый проезд; галерею продолжили вдоль всего корпуса.

Здание имело развитый хозяйственный подклет; просторные жилые помещения были связаны между собой. Подклетынй этаж разделен на две части проездом. Южная, отапливаемая половина, была жилой; в северной были кладовые. Собственно кельи занимали второй этаж. Центром композиции была вместительная домовая часовня (или Крестовая палата). Раньше она была выделена снаружи особой кровлей и световой главой с крестом (основание барабана сохранилось).

Поздние переделки снизили выразительность архитектуры.

Зато сохранились колончатые наличники второго этажа с необычными двойными разорванными фронтонами. Богатый декор верхнего этажа с улицы дополнен парными трехчетвертными колоннами. Нижний этаж декорирован скупо, окна маленькие. Стены подклета с улицы расчленены широкими лопатками. Напоминает это о тех временах, когда монастыри ставились для защиты города на подступах к нему как "осадные дворы". Проезд в первом этаже закрывался опускной решеткой.

В 1690-94 гг. была построена церковь Сергия Радонежского с трапезной. Построена по приказу Петра I в благодарность св. Сергию за спасение семьи в стенах Троице-Сергиева монастыря и за то, что св. Сергий внял молитвам Петра I: Петр молился святому о помощи в борьбе с Софьей.

Церковь стоит в середине монастырского комплекса, разделяя его надвое. Первоначально церковь была одноглавой.

В 1694 г. была построена колокольня с надвратной церковью Покрова (престол перенесли из церкви, на месте которой была построена Боголюбская церковь).

Здание состоит из трех частей. Нижний ярус - Святые ворота - служит главным въездом на территорию монастыря. Во втором ярусе размещена церковь Покрова - молельня настоятелей монастыря. Выше - два восьмерика колокольни; колокольня завершена главкой с кованным крестом.

С 1703 г. до конца XVIII в. на колокольне были "немецкие" часы.

К 1694 строительство в основном было закончено. Сохранилось имя одного из мастеров, Василия Текутьева.

Композицию монастыря, состоявшего из двух дворов (главный - северный, хозяйственный - южный) определило присоединение усадьбы Нарышкиных. Дворы сообщаются широким сводчатым проездом между церковью Сергия и Братскими кельями. Основная вертикаль комплекса - колокольня. Святые ворота ведут в главный двор с собором Петра Митрополита в центре.

При расширении ансамбля зодчие постарались подчеркнуть главную роль собора. Чтобы сблизить собор с новым окружением, к нему сделали низкую обходную галерею- гульбище на арках с широкими всходами по оси порталов.

Одноглавую церковь Сергия в 1704-06 гг. надстроили, четверик украсили кокошниками с раковинами в тимпанах, возвели второй наружный свод и на нем поставили пять глав. Главы и кресты были расцвечены разными красками и позолотой (мастер Иван Данилов).

В 1744-50 гг. построена церковь Толгской Богоматери (архитектор И.Ф.Мичурин).

Построена она на средства царевны Натальи Алексеевны, сестры Петра I. Поставлена между колокольней и Братским корпусом. Западный фасад выходит на Петровку, разрывая ограду, но входа в храм с улицы не было. Фасад воспринимался как киот в монастырской стене. В центре фасада прежде была икона. Оформление главки повторяет мотивы звона колокольни.

В 1753-55 гг. на древнем основании ворот усадьбы была поставлена церковь Пахомия. Церковь построена из кирпича; восьмерик на четверике с сильно выступающей апсидой поставлен на открытом гульбище, объединяющем храм с кельями. Поставленная над воротами южного двора, церковь замкнула перпективу Крапивенского переулка.

Монастырская ограда с зубцами. машикулями и водометами производит внушительное впечатление, хотя монастырь уже не имел оборонного значения в те годы, когда она перестраивалась.

В 1805 г. была перестроена Боголюбская церковь. Часть галереи, которая ранее обходила храм, застроили при увеличении трапезной.

В 1812 г. монастырь сильно пострадал. В нем стояли солдаты Наполеона. В храме Сергия была конюшня. Солдаты рубили иконы на дрова и жгли костры для обогрева; они еще не знали, что вскоре огня будет более чем достаточно. Завоеватели. уходя, тащили монастырское имущество. Была разграблена усыпальница Нарышкиных.

После 1812 г. монастырь восстановился, но без прежнего блеска и значимости.

К 1917 г. Высокопетровский монастырь был "второклассным мужским". Церковь Пахомия была переосвящена во имя Петра и Павла в 1914 г. При монастрые работала Художественная мастерская церковной живописи и иконописи. Закрыли монастырь не сразу. В 1920-е гг. в монастыре еще шли службы, жили монахи, и даже образовался небольшой центр традиционной русской культуры. До 1926 г. действовали богословско- пастырские курсы. Последние богослужения состоялись в 1929 г. в храме в честь Боголюбской иконы Божией Матери.

Потом монастырь закрыли; живших в обители монахов и архиепископа Варфоломея расстреляли, и монастырь передали гражданским учреждениям. Часть помещений отдали под жилье.

До 1940 г. в соборе Петра Митрополита сохранялся резной иконостас 1690 г; потом куда-то пропал.

Когда из построек выселили жильцов, монастырь отдали двум учреждениям.

Одно из них - Государственный Литературный музей. Экспозиция "Русская литература XVIII-XIX вв." разместилась в Нарышкинских палатах монастыря. Второе учреждение - Центральный Совет Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.

В церкви св. Сергия была репетиционная площадка хореографического ансамбля "Березка".

Из-за использования монастырских зданий не по назначению, из-за установки печей и водопровода в помещениях, не рассчитанных на это, монастырь начал разрушаться и к 1990 г. был в запущенном состоянии. После 1990 г. монастырские здания поставлены на реставрацию.

Поздние "обновления" настолько изменили вид собора Петра Митрополита, что его считали вновь построенным зданием 1690 г. на месте алевизовского храма.

Архитектор Б.П.Дедушенко, проведя исследования, установил, что здание, построенное Алевизом, уцелело. Сейчас здание реставрируется.

Восстанавливается первоначальное завершение Боголюбской церкви.

В монастырских помещениях продолжают работать учреждения, но часть храмов возвращена церкви. В 1992 г. в настоятельском корпусе разместился Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата. Богослужения возобновлены в церкви Сергия Радонежского, в церкви Петра Митрополита и в храме Покрова Пресвятой Богородицы.

При Отделе религиозного образования созданы: Российский Православный Университет св. Иоанна Богослова, курсы законоучителей, иконописцев, регентов и церковных певчих. Действует издательство "Просветитель". При монастыре проводятся экскурсии, работает церковная лавка.

На территории находятся:
Храм Боголюбской иконы Божией Матери
Храм Пахомий Великий
Храм Петра
Храм Покрова Пресвятой Богородицы
Храм Сергия Радонежского
Храм Толгской иконы Божией Матери

Фотографии:
Высокопетровский монастырь (б.);1882
фото 1882г
Высокопетровский монастырь (б.);2000
фото 2000г
Включить карту
Показать карту
 
© Codis 2000-2017